Ответы логопеда

Предлагаю вашему вниманию книгу Наталии Владимировны Пятибратовой "Отвечает логопед", посвященную вопросам речевого развития детей с рождения и до семи лет. Отвечая  на многочисленные вопросы на форуме самого популярного журнала для родителей, у автора накопилась своего рода библиотека, где понятно и емко рассказывается об основных этапах развития речи малыша, о том, как нужно заниматься речевым развитием в домашних условиях, что делать, если у ребенка есть логопедические трудности. Надеюсь, что вы сможете найти ответы на интересующие вопросы, но не стоит рассматривать эту книгу как руководство для систематических занятий.
Помните: если у вашего малыша те или иные трудности в речевом развитии, ему нужна очная консультация логопеда.

 Отвечает вопросом на вопрос и не говорит "Я". Заботливую маму иногда заводят в тупик хитрости маленького шалуна.

вопрос 8. Дочке 2 года и 5 месяцев. Недавно услышала про диагноз "эхолалия" и заволновалась. Раньше дочка упорно отвечала вопросом на вопрос. Я ей объясняла, как нужно отвечать на вопросы, и у нее получается, особенно когда она чувствует, что ее не проверяют. Как только она понимает, что ее оценивают, сразу начинает воображать и баловаться. Но до сих пор на некоторые вопросы так и не отвечает.Например, спрашивает кто-нибудь: "какой это цвет?", она говорит: "это цвет?" или"красныйсинийжелтый" (все одним словом). Но иногда играет сама, например, с кубиками, и говорит: "это красный, это желтый, это синий кубик" и все правильно. Спрашиваю: "Сонечка, тебе не холодно?", а она отвечает без местоимения "я": "У Сонечки ручки и носик тепленькие". Очень редко говорит "нет", и никогда не говорит "да". Это нормально?

Лет до 3 допустимо употребление 3-го лица единственного числа при назывании себя (он, она или имя). Это связано с развитием личности ребенка, с осознанием себя, как отдельного человека. Об эхолалии, в вашем случае, говорить не приходится: это нарушение всегда сопровождается дополнительным отставанием в речевом и умственном развитии. Просто часто дети как бы раздумывают над ответом и машинально повторяют вопрос. А бывает, что взрослые всегда торопят с ответом, и малыш "заполняет" паузу (в процессе которой он просто думает) повторениями последних слов, чтоб его не торопили. Ваша дочка хорошо развивается, хитрит иногда, играет. получает удовольствие от "обкатки" языка. Именно с 2 лет начинаются всякие смешные высказывания, новые словоформы (на ногах - ногти, на руках - рукти и т.д.) Это признак здорового  речевого развития. А словам "да" и "нет" можно прост о научить. Может дочка не задумывалась над этим, что так проще отвечать. Имейте ввиду, что слово "нет" скоро станет ее любимым, протестным  словом. Это тоже хорошо: так малыши учатся отделяться от мамы, чувствовать свою самостоятельность.


 Как подтолкнуть речевое развитие? Начать занятия по развитию речи никогда не поздно. Только не забудьте проконсультироваться со специалистом.

вопрос 7. Моему сыну 2 года 10 месяцев; его словарный запас состоит примерно из 10 слов. Я воспитываю его одна без пап, бабушек и дедушек. В садик еще не ходим. В родах была внутриутробная асфиксия, двукратное тугое обвитие пуповины, на голове - большая гематома. До 2,5 лет было ВЧД. К логопеду ходили, говорит, что скорее всего, наследственное (папа заговорил в 3 года), рассказала, как заниматься с сыном, ноя это уже все пробовала. Книжки рвет, чтение не хочет слушать ни минуты. Малыш разговаривает звуками и жестами, а когда я говорю, что не понимаю его, начинает истерить.Не знаю, что и делать, как научить ребенка говорить?

Думаю, что родовая травма сказалась на задержке развития речи. Однако сейчас с ним нужно много заниматься. Задержка речи у вас нешуточная, плюс похоже на дефицит внимания и некоторую возбудимость (ВЧД - внутричерепное давление, конечно, тому виной). Посетить психоневролога нужно обязательно. Если ВЧД большое, то нужно пропить лекарства, снять его, малыш будет поспокойней. Но этого недостаточно. Сейчас нужно пройти обследование, чтобы все диагнозы были точными и вам понятными. Между прочим, наследственность - не единственный фактор в процессе формирования речи, и не самый, кстати, главный. В вашей ситуации на это меньше всего стоит обращать внимание. Обязательно посетите: психоневролога, логопеда, окулиста, ЛОРа, психолога. Если у вас есть возможность обратиться к дефектологу - обязательно покажите сына. В такой непростой ситуации важны мнения многих специалистов. Пока вы все то делаете - найдите логопеда или дефектолога для частных занятий, чтобы время зря не терять. А в ближайшем учебном году начинайте заниматься поиском логопедической группы (о таких группах знает логопед в поликлинике , он-то и дает направление на комиссию в такие  садики). Лет с 4 вам уже нужно начать ходитьв такую группу и очень много заниматься дома с малышом по заданию логопеда. Заниматься нужно СИСТЕМАТИЧЕСКИ! В этом вам поможет книга О,С. Жуковой "Логопедия". Поводите сына на развивающие занятия, а дома устройте Монтессори-среду. Потихоньку речь начнет развиваться быстрее, и все будет хорошо.

Маленькие повторюшки. Известно, что маленькие детки учатся, преимущественно подражая взрослому. Относится ли это и к речевому развитию?

вопрос 6. Скажите, пожалуйста, в каком  примерно возрасте ребенок начинает повторять знакомые слова за мамой? Или это необязательный этап в речевом развитии?

Все очень индивидуально, но есть и закономерности. Лепечет малыш часто, подражая взрослому: то есть пытается, как может, повторять за вами слова. Вы 6-ти месячному малышу ласково говорите: "А кто у нас такой хорошенький, такой ма-аленький?" И он, глядя на ваше лицо, улыбаясь, что-то лепечет в ответ. Это тоже подражание, необходимый этап в развитии ребенка, основанный на социальных контактах. Около года слова просто становятся более узнаваемыми и более осознанными. Ну, а уж после 1,6 лет обрушивается просто шквал постоянных повторов, вплоть до 2,6 - 3 лет.


Следите за своей речью, когда разговариваете с малышом! 

вопрос 5. Моему сыну 4,5 месяца. Стараюсь его развивать - всегда разговариваю с ним нормальными неискаженными словами. Я терпеть не могу, когда моя мама ему говорит вместо "привет" - "пливет" и т.п. Я считаю, что как ты сам разговариваешь с ребенком, так он и научится произносить слова. Правильно ли я рассуждаю?

Абсолютно правильно. В некоторых случаях нарушение речи бывает связано с "сюсюканьем" взрослых на этапе становления речи ребенка.

Спровоцировать фразовую речь под силу и маме!

вопрос 4. Мой сынуля - "кесаренок", ему уже 1 год 10 месяцев. Он все понимает. Если ему скажешь: "Принеси штанишки, которые лежат на кровати в другой комнате" - он приносит штаны. Он умеет говорить:  "мама", "папа", "баба",  Миша - "ми", деда - "деа", кран - "кан", Яна - "ня", пить - "пи", плачет - "пачь", собака - "ка" или "ап - ап". А вот фразами мы не говорим. Если просит пить, то говорит только "пи". Невропатолог говорит, что у нас задержка речи и направил нас на ЭХО - ЭЭГ. Как нам быть?

Все "кесарята", к сожалению, всегда рождаются с легкой гипоксией.Эти детки находятся в группе риска, то есть у них велик риск возникновения задержек развития, в том числе и речи. Однако все зависит от конкретного организма, его компенсаторных возможностей. Для направления на ЭХО -ЭЭГ (электроэнцефалограмму) должны быть более веские причины, например, гипервозбудимость, тревожность, плохой сон, двигательные нарушения, нарушения эмоционально - волевой сферы. Вполне может быть, что ваш сынок в 2 года сам начнет говорить фразами, без специального обучения. Главное: у него достаточное понимание обращенной речи и наличие активного словарного запаса. Что касается фразы, попробуйте простимулировать ее возникновение проблемными ситуациями. Например, посадив сына кушать "забудьте" положить ему ложку (или то, что нельзя просто подойти и взять). Что он будет делать? Скорее всего попросит: "дай". Сделайте вид, что не понимаете, что ему нужно: "Что дать?" Тогда он будет вынужден сказать фразу из 2 слов:"дай ложку". Это уже хорошо. Похвалите его за это. Также можете попробовать с другими предметами. Когда ему что - то нужно не спешите на помощь, наводящими вопросами вынудите его построить 2-словную (только из 2 слов) фразу. Например: "Идем туда" (дем удя)", "Купи машинку (пи ику) и т.д. Можете дать ему образец в игре: "Ой, смотри, у нашего мишутки глазки слипаются. Мишка спать хочет, да? Скажем мишке: "Мишка, бай - бай!" Ох, не спит он.  Скажи ты теперь, и он уснет." Помните, с малышами все занятия должны проходить через игру!


Доверяйте природе и своим деткам!

вопрос 3. Сыну вот - вот будет годик, но в его словаре совсем нет ни слов, ни слогов, говорит только "о", "а", "ы" на разные лады и все! Причем все понимает и показывает пальцем на все, что попросишь. Знает почти все части тела, все игрушки, на улице: цветочки, деревца, машинки и прочее... Почему же он не говорит?

Малыш говорит, но так, как ему положено природой. Говорить так, как мы с вами это делаем, он не может, потому что его время еще не пришло. Появление первых слов (типа "ки" - киска, "га" - гусь, "би - би" - машина) варьируется от10 месяцев до 1 года 7 месяцев. Не стоит забывать, что у мальчиков речевое развитие идет несколько медленнее, чем у девочек. Всегда советую много и разнообразно петь малышу (пение может спровоцировать, как минимум, разнообразные "вокализации" - сочетания гласных звуков, а также лепетную речь - "дя - дя - дя", "ба - ба - ба"). Не забывайте, что активно малыш начинает говорить тогда, когда накопит достаточный пассивный словарь. Так, что развивайте понимание речи. Не ограничивайтесь односложными "А где собачка?" А где у собачки носик?". Разнообразьте задания: "Принеси мне черную собачку из кухни. Положи ложечку около тарелки. Что мы оденем на прогулку? Ботинки или сапожки? Покажи." Сопровождайте речью всю жизнь малыша, но не перегружайте его.



Ох, уж эта уздечка!

вопрос 1. Скажите, пожалуйста, с какого возраста следует заниматься с логопедом, чтобы растянуть уздечку? Моему сыну уздечку  подрезали  в 2,5 месяца, сейчас ему 5 месяцев, очень не хочется упустить время.

 При серьезных нарушениях речи (например, при отсутствии предложений и фраз) заниматься с логопедом нужно с 3 лет, а при нарушениях звукопроизношения - с 4 -5. Не всегда уздечку нужно подрезать, а вот растянуть логопедическими методами вполне возможно.


вопрос 2. У нас проблема: при рождении нам поставили диагноз - короткая уздечка языка. Настоятельно рекомендовали ее подрезать в 1 месяц, а педиатр не придала этому значения. Сейчас мальчику 6 месяцев, сосет грудь хорошо, показывает язычок, но на кончике он кажется раздвоенным. Является ли короткая уздечка причиной этого? И, вообще, стоит ли ее подрезать?

Действительно, короткая подъязычная уздечка может стать причиной серьезного нарушения произношения. Раздвоенный кончик языка является самостоятельной особенностью (чаще генетической) и может быть не связан с аномалией уздечки. Операция по подрезанию уздечки не такая пустяковая, как принято считать. Уверена, что делать ее стоит только после того, как предприняты попытки растянуть ее логопедическими методами: в игровой форме при помощи специальных упражнений, массажа пальцами и инструментами (обычно это делает логопед не раньше, чем малышу исполнится 4 года).  Если уздечка растет почти сразу  от кончика языка, то, безусловно, ее нужно подрезать. Обычно при такой короткой уздечке малыш не может высунуть язык. Не спешите, ведь свою физиологическую функцию язычок выполняет. А к 1,5 - 2 годам решите этот вопрос с логопедом и ортодонтом.






Популярные сообщения